1 дек. 2022 г.

 Семинар

 "Актуальные вопросы ведения кадрового делопроизводства в  образовательных учреждениях"

(изучаем кадровое законодательство Российской Федерации)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Тема 1

Прием на работу. Трудовой договор.

(Подготовка к заключению трудового договора)

МЕДИЦИНСКИЙ ОСМОТР ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ

1. Категории лиц, подлежащих обязательному медицинскому осмотру при заключении трудового договора

 

При заключении трудового договора медицинскому осмотру, в частности, подлежат:

1) лица, не достигшие возраста 18 лет (ст. 69, ч. 1 ст. 266 ТК РФ, п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1);

2) работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта (ч. 1 ст. 213 ТК РФ). Соответствующий Перечень работ утвержден Приказом Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31.12.2020;

3) лица, привлекаемые на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других местностей (ст. 324 ТК РФ);

4) лица, принимаемые на работу, выполняемую вахтовым методом (ст. 298 ТК РФ);

5) работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей (ч. 2 ст. 213 ТК РФ);

6) работники, обеспечивающие движение поездов (Постановление Правительства РФ от 08.09.1999 N 1020);

7) работники, занятые на подземных работах (ч. 1 ст. 213, ч. 1 ст. 330.3 ТК РФ, Перечень, утвержденный Приказом Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31.12.2020);

8) работники некоторых других работодателей (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ, п. 3 ст. 9 Федерального закона от 30.03.1995 N 38-ФЗ, п. 1 ст. 23 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ).

Основаниями включить работников в список для прохождения обязательных медосмотров являются (Письмо Минтруда России N 15-2/10/В-8809, Минздрава России N 28-5/И/2-10974 от 16.07.2021):

- есть вредные условия труда (3 класс), в том числе: подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени), подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени), подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени), подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени). Они определяются по результатам СОУТ;

- на рабочем месте выявлены аллергены, химические вещества, опасные для репродуктивного здоровья, и химические вещества, обладающие остронаправленным действием, а также канцерогены любой природы, аэрозоли преимущественно фиброгенного действия, которые обладают специфическими эффектами и не могут быть описаны в пределах стандартных процедур нормирования и защита от которых не может быть в полной мере реализована через установление уровней предельно допустимых концентраций. Наличие таких веществ устанавливается при проведении СОУТ по результатам идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов или в ходе производственного контроля;

- выполняются работы вне зависимости от класса условий труда на рабочем месте, перечисленных в разд. VI Перечня факторов (утв. Приказом Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31.12.2020), а также работы, перечисленные в п. п. 23 - 27 Приложения к Приказу Минздрава России от 28.01.2021 N 29н работы, требующие проведения предварительных и периодических обязательных медосмотров.

В отношении Перечня, утвержденного Приказом Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31.12.2020, Минтруд России разъяснил: если на работника воздействуют вредные и (или) опасные факторы трудового процесса (тяжесть и напряженность труда) и производственной среды (химические, биологические, физические), источниками которых являются производственные процессы, оборудование, то обязательные предварительные и периодические медосмотры проводятся (Письма от 04.03.2021 N 15-2/ООГ-581, от 10.03.2021 N 15-2/ООГ-654):

- при превышении предельно допустимых концентраций (ПДК) и предельно допустимых уровней (ПДУ) факторов, перечисленных в разд. I - V указанного Перечня, на рабочем месте начиная с подкласса условий труда 3.1 и выше;

- в случае выполнения работ, указанных в разд. VI названного Перечня, - независимо от класса условий труда на рабочем месте.

Если на рабочем месте присутствуют, например, химические вещества - аллергены, канцерогены любой природы, медосмотры нужно проводить независимо от класса условий труда (Письма Минтруда России от 04.03.2021 N 15-2/ООГ-581, от 10.03.2021 N 15-2/ООГ-654).

Подробнее об особенностях прохождения медицинского осмотра некоторыми категориями работников см. "Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности работы водителей служебных легковых автомобилей", "Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности трудовых отношений с медицинскими работниками".

 2. Ответственность работодателя в случае приема работника без обязательного предварительного медицинского осмотра

 Пленум Верховного Суда РФ разъяснил некоторые вопросы, возникающие при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. См. Постановление от 23.12.2021 N 45. Изменения будут учтены в материале при его актуализации.

 Допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного предварительного медосмотра может повлечь административную ответственность в соответствии с ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а именно наложение штрафа:

- на должностное лицо - в размере от 15 000 до 25 000 руб.;

- на индивидуального предпринимателя - в размере от 15 000 до 25 000 руб.;

- на юридическое лицо - в размере от 110 000 до 130 000 руб.

 За повторное совершение аналогичного правонарушения указанные лица могут быть подвергнуты административному наказанию в соответствии с ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ, которая предусматривает:

- для должностных лиц - штраф в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

- для индивидуальных предпринимателей - штраф в размере от 30 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

- для юридических лиц - штраф в размере от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Подробнее о категориях лиц, подлежащих обязательному медицинскому осмотру, см. п. 1 настоящего материала.

 3. Отказ кандидата от прохождения обязательного медицинского осмотра при заключении трудового договора

Кандидат может отказаться пройти медицинский осмотр до заключения договора, ссылаясь на то, что это обязаны делать работники, а не соискатели. Однако из ст. 69 ТК РФ следует, что медицинский осмотр носит предварительный характер и проводится при заключении трудового договора. Таким образом, если соискатель не соглашается его пройти, ему следует отказать в приеме на работу. В случае заключения трудового договора с работником без обязательного медицинского осмотра должностные лица данной организации могут быть привлечены к административной ответственности. Подробнее об этом см. п. 2 настоящего материала.

Кроме того, по мнению Государственной инспекции труда в г. Москве, при приеме нового работника не является актуальным заключение медкомиссии о пригодности (непригодности) к работе, если медосмотр пройден в период работы в другой организации или при других обстоятельствах, которые не связанны с трудоустройством у нового работодателя (Письмо от 12.02.2020 N 77/10-3961-20-ОБ/18-1299).

 4. Как направить на обязательный предварительный медосмотр при приеме на работу

Для прохождения предварительного медицинского осмотра лицу, поступающему на работу, выдается индивидуальное направление, форму которого организация может разработать самостоятельно. В направлении указываются фамилия, имя, отчество лица, планируемое место работы, соответствующая позиция в перечне рабочих мест и профессий, требующих медицинского осмотра, а также перечисляются вредные, опасные производственные факторы и работы.

 5. Медицинская организация, осуществляющая обязательный предварительный медицинский осмотр при приеме на работу

Пункт 2.3 Методологических основ проведения предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда (утв. Минздравсоцразвития России 14.12.2005), рекомендует работодателям для проведения медицинских осмотров заключать договоры с медицинской организацией, имеющей лицензию, на срок не менее трех лет. Однако санкций за неисполнение данной рекомендации не установлено. Поэтому, если такой договор не заключен, работника можно направить в любое медицинское учреждение, у которого есть соответствующая лицензия.

 6. Оформление документов, подтверждающих прохождение предварительного медицинского осмотра при приеме на работу

Форма документа, который выдается по результатам прохождения предварительного медицинского осмотра, зависит от категории граждан, направленных на данный осмотр. Например, для лиц, поступающих на работу в возрасте 15 - 17 лет, таким документом является справка по форме N 086/у, которая утверждена Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 834н. Это следует из п. п. 1, 2.4, 2.5 Порядка заполнения учетной формы N 086/у, утвержденного названным Приказом.

В рамках предварительного медицинского осмотра в соответствии с Порядком проведения обязательных медосмотров работников (Приложение N 1 к Приказу Минздрава России от 28.01.2021 N 29н) оформляется медицинское заключение. Оно составляется в трех экземплярах. Один из них в течение пяти рабочих дней выдается поступающему на работу лицу, второй направляется работодателю (п. 17 данного Порядка). В заключении отражается соответствующая информация. Его должен подписать председатель врачебной комиссии (указываются также его фамилия и инициалы). Если медорганизация имеет печать, заключение заверяется ею. Возможна выдача заключения в форме электронного документа. В этом случае оно подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 16 названного Порядка).

Прохождение медосмотров в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профзаболеваний работниками отдельных профессий, производств и организаций подтверждает личная медицинская книжка. Ее оформляют на бумажном носителе и (или) в электронном виде. Кроме того, данные о прохождении медосмотров вносятся с соблюдением определенных требований в федеральную государственную информационную систему сведений санитарно-эпидемиологического характера (п. п. 1, 7, 8 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ).

Порядок выдачи работникам личных медицинских книжек (включая электронную форму) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (п. 9 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ).

 Личные медицинские книжки обязательны для лиц, которые поступают на работы, связанные с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения. Данный вывод следует из анализа п. 1.1 Приказа Роспотребнадзора от 20.05.2005 N 402 и содержания формы личной медицинской книжки, которая утверждена названным Приказом.

При поступлении на работу эти лица должны предъявить личную медицинскую книжку, оформленную на бумажном носителе, работодателю, который хранит ее до увольнения работника. Такой вывод сделан на основании данных, содержащихся на странице 30 указанной формы медкнижки.

 7. Кто и как оплачивает медосмотр при приеме на работу

 С 1 марта 2022 г. вводятся в действие поправки в Трудовой кодекс РФ, касающиеся охраны труда. См. Федеральный закон от 02.07.2021 N 311-ФЗ. Информация будет учтена в материале при его актуализации.

Расходы на прохождение медицинского осмотра несет работодатель. Это следует из абз. 12 ч. 2 ст. 212, ч. 8 ст. 213 ТК РФ.

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ ПРЕДЪЯВЛЯЕТ РАБОТНИК

1. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора

При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, должно предъявить (ч. 1 ст. 65 ТК РФ):

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Подробнее об этом см. п. 1.1 настоящего материала;

- трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности по форме СТД-Р или СТД-ПФР. Исключением являются случаи поступления на работу впервые. Если на работника ведется трудовая книжка, он не представляет ее работодателю и в том случае, например, когда она утрачена или повреждена (ч. 5 ст. 65 ТК РФ).

В ситуации, когда работник, ранее отказавшийся от бумажной трудовой книжки, представляет оригинал справки СТД-ПФР при новом трудоустройстве, работодатель вправе вернуть его или оставить у себя. По мнению Роструда, выбор остается за работодателем, поскольку этот вопрос не урегулирован законодательством (Обзор актуальных вопросов от работников и работодателей за сентябрь 2020 г.). Полагаем, он вправе применить аналогичный подход, если предъявлена справка по форме СТД-Р.

Если работник устраивается на работу по совместительству и на него ведется трудовая книжка у основного работодателя, ему не нужно предъявлять работодателю трудовую книжку и сведения о трудовой деятельности. Если устраивающийся по совместительству работник выбрал предоставление ему работодателем сведений о трудовой деятельности, при устройстве на работу он предъявляет трудовую книжку с внесенной в нее записью о подаче соответствующего заявления, а также сведения о трудовой деятельности. Если работник устроился на работу впервые после 31.12.2020, он предъявляет работодателю по совместительству только сведения о трудовой деятельности. Эти выводы следуют из ч. 1 ст. 65 и ст. 283 ТК РФ, ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 N 439-ФЗ.

Кроме того, дистанционный работник не обязан представлять трудовую книжку. В предъявленный работодателю документ сведения о трудовой деятельности вносятся по желанию работника (если в силу закона трудовая книжка ведется). Если трудовая книжка утрачена, повреждена или отсутствует по другой причине, работник может написать заявление с просьбой оформить ему новую трудовую книжку. В заявлении нужно указать причину отсутствия документа. В этом случае работодатель обязан оформить новый документ (ч. 5 ст. 65, ч. 6 ст. 312.2 ТК РФ, Письмо Роструда от 31.03.2021 N ПГ/06237-6-1);

- документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Это может быть карточка СНИЛС, выданная до 01.04.2019, либо уведомление о регистрации в данной системе в виде электронного документа или на бумажном носителе по форме, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 13.06.2019 N 335п. Исключением является первое поступление на работу лица, на которое не открыт индивидуальный лицевой счет. Работодателю нужно представить в свой территориальный орган ПФР сведения для регистрации такого лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета (абз. 4 ч. 1, ч. 4 ст. 65 ТК РФ, п. п. 2, 3 ст. 9 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, ст. 7 Федерального закона от 01.04.2019 N 48-ФЗ). Информирование лица о регистрации в системе и выдача подтверждающего документа осуществляются через работодателя (п. 1 Письма ПФР от 28.06.2019 N 09-19/13246, Письмо Минтруда России от 17.05.2019 N 21-3/В-574).

Если трудовой договор о дистанционной работе заключен с лицом, впервые поступающим на работу, путем обмена электронными документами, то документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального персонифицированного учета, такое лицо получает самостоятельно (ч. 4 ст. 312.2 ТК РФ);

- документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу);

- справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (в отдельных случаях). Подробнее об этом см. п. 1.2 настоящего материала;

- документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний. Предъявляется, если работа требует специальных знаний или специальной подготовки. К документам об образовании и о квалификации относятся, в частности, диплом о среднем профессиональном образовании, дипломы бакалавра, специалиста, магистра. Это следует из п. п. 1 - 4 ч. 7 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

Примером документа о наличии специальных знаний является свидетельство бортпроводника, свидетельство бортрадиста (абз. 10, 13 п. 1.2 Федеральных авиационных правил, утвержденных Приказом Минтранса России от 12.09.2008 N 147 в соответствии со ст. 53 Воздушного кодекса РФ);

- справку о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ. Она нужна при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой по федеральным законам не допускаются те, кто подвергся этому наказанию. Запрет действует до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым наказанию (абз. 8 ч. 1 ст. 65 ТК РФ).

Лица, подвергнутые упомянутому административному наказанию, не принимаются, например, на должности специалистов авиационного персонала, на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, - до окончания срока, в течение которого они считаются подвергнутыми данному наказанию. Это следует из абз. 3 п. 3.1 ст. 52 ВК РФ, п. 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ.

Если трудовой договор о дистанционной работе заключается путем обмена электронными документами, то указанные в ст. 65 ТК РФ документы могут быть предъявлены работодателю в электронной форме (если иное не предусмотрено законодательством). По требованию работодателя лицо должно представить на бумажном носителе их нотариально заверенные копии (ч. 3 ст. 312.2 ТК РФ).

В отдельных случаях будущий работник должен представить дополнительные документы. Это следует из ч. 2 ст. 65 ТК РФ.

 Прием на работу лица, не представившего документы, которые необходимы в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, является нарушением трудового законодательства. За такое нарушение предусмотрено привлечение к ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, а за повторное совершение аналогичного нарушения - по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ.

 Кроме того, для работодателя существуют иные риски. Например, за привлечение к трудовой деятельности в России иностранного гражданина, у которого отсутствует разрешение на работу либо патент, требующиеся согласно федеральному закону, работодатель может быть подвергнут административному наказанию по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, а если нарушение совершено в Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области - по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.

 

Ситуация из практики. Вправе ли работодатель принять на работу гражданина, у которого истек срок действия паспорта?

Паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина России на ее территории (Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828). Согласно п. 7 указанного Положения паспорт гражданина действует:

от 14 лет - до достижения 20-летнего возраста;

от 20 лет - до достижения 45-летнего возраста;

от 45 лет - бессрочно.

По достижении гражданином определенного возраста паспорт подлежит замене. Исключение составляют военнослужащие, проходящие службу по призыву.

При наступлении соответствующего возраста (20 лет, 45 лет) паспорт будет еще действителен до дня оформления нового паспорта, но не более чем 90 дней после дня наступления соответствующего возраста. Следовательно, такой паспорт становится недействительным в указанный период со дня оформления нового паспорта или по истечении этого периода (когда новый паспорт не оформлялся). Работодатель не вправе принять недействительный паспорт в качестве документа, удостоверяющего личность.

Если работодатель заинтересован в данном работнике, то последнему следует объяснить, что вместо паспорта он вправе предъявить временное удостоверение личности гражданина РФ установленной формы. Данный документ выдается по просьбе гражданина на срок оформления паспорта (п. 17 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828, п. 125 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ (утв. Приказом МВД России от 16.11.2020 N 773).

 1.1. Паспорт и иные документы, удостоверяющие личность, при приеме на работу

Лицо, поступающее на работу, помимо паспорта вправе предъявить иной документ, удостоверяющий личность (ч. 1 ст. 65 ТК РФ). При этом в Трудовом кодексе РФ не приводится перечень таких документов, а также не раскрывается данное понятие.

Основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории России, является паспорт гражданина РФ (Указ Президента РФ от 13.03.1997 N 232, Положение о паспорте гражданина РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828; далее - Положение о паспорте). Его обязан иметь каждый гражданин России, достигший 14-летнего возраста и проживающий на территории Российской Федерации (п. 1 Положения о паспорте). В противном случае гражданин может быть привлечен к административной ответственности (ст. 19.15 КоАП РФ).

Предъявление при приеме на работу иного документа, а не паспорта должно быть обусловлено объективными причинами. К ним относятся следующие причины:

- недостижение установленного возраста;

- утрата документа;

- хищение паспорта;

- замена паспорта в связи с достижением определенного возраста, непригодностью паспорта, изменением фамилии, имени, отчества;

- иностранное гражданство.

В каждом из указанных случаев лицо, принимаемое на работу, может предъявить иные документы вместо паспорта. К ним относятся:

1. Свидетельство о рождении. Такой документ вправе предъявить лицо, не достигшее возраста 14 лет. Свидетельство о рождении ребенка выдается органом записи актов гражданского состояния на бланке установленной формы (п. п. 2, 4 ст. 6 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния").

2. Временное удостоверение личности гражданина РФ. Удостоверение выдается по просьбе гражданина на срок оформления паспорта (п. 17 Положения о паспорте, п. 125 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ (утв. Приказом МВД России от 16.11.2020 N 773)).

 3. Документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина либо лица без гражданства.

 

Можно ли принять на работу гражданина РФ по загранпаспорту?

По загранпаспорту можно принять на работу гражданина РФ, постоянно проживающего за пределами РФ.

Загранпаспорт относится к числу основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за ее пределами, а также при выезде из России или въезде в нее (ст. 7 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ, п. 1 Указа Президента РФ от 29.12.2012 N 1709, п. 1 Указа Президента РФ от 19.10.2005 N 1222, п. 1 Указа Президента РФ от 21.12.1996 N 1752). На территории России он может служить документом, удостоверяющим личность, для граждан РФ, постоянно проживающих за пределами России (пп. 16 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, пп. 41.1 Административного регламента МВД России, утвержденного Приказом МВД России от 31.12.2017 N 984, п. 2.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69). Для других категорий российских граждан использование загранпаспорта для удостоверения личности на территории РФ законодательством не предусмотрено.

 2. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора впервые

При заключении трудового договора впервые предъявляются документы в соответствии со ст. 65 ТК РФ:

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Подробнее об иных документах см. п. 1.1 настоящего материала;

- документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета (за исключением случая поступления на работу впервые лица, на которого не открыт индивидуальный лицевой счет). Это может быть карточка СНИЛС, выданная до 01.04.2019, либо уведомление о регистрации в данной системе в виде электронного документа или на бумажном носителе по форме, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 13.06.2019 N 335п. Данные выводы следуют из абз. 4 ч. 1, ч. 4 ст. 65 ТК РФ, п. 3 ст. 9 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, ст. 7 Федерального закона от 01.04.2019 N 48-ФЗ;

- документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу);

- документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

К документам об образовании и (или) квалификации относятся, в частности, аттестат об основном общем образовании, аттестат о среднем общем образовании, диплом о среднем профессиональном образовании, диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра (ч. 6, 7 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

К документам о наличии специальных знаний относятся, в частности, водительское удостоверение (п. п. 24, 25 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097, Приказ МВД России от 13.05.2009 N 365), свидетельство пилота, штурмана, бортрадиста (п. 1 ст. 53 Воздушного кодекса РФ, Приказ Минтранса России от 12.09.2008 N 147);

- справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (в отдельных случаях). Подробнее об этом см. п. 1.2 настоящего материала;

- справка о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ. Она нужна, если работа связана с деятельностью, к которой в соответствии с федеральными законами не допускаются лица, подвергнутые такому наказанию. Запрет действует до окончания срока, в течение которого оно назначено (абз. 8 ч. 1 ст. 65 ТК РФ).

 Если лицу, принимаемому на работу впервые, не был открыт индивидуальный лицевой счет, работодателю нужно подать в территориальный орган ПФР необходимые для его открытия сведения. В таком случае работник информируется о регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета и получает подтверждающий документ через работодателя. Это следует из анализа ч. 4 ст. 65 ТК РФ, абз. 4 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, п. 1 Письма ПФР от 28.06.2019 N 09-19/13246, Письма Минтруда России от 17.05.2019 N 21-3/В-574.

 

3. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора с лицом, не достигшим соответствующего возраста

О документах, предъявляемых при заключении трудового договора с лицом, не достигшим соответствующего возраста, см. "Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности трудовых отношений с несовершеннолетними работниками".

 4. Представление дополнительных документов при заключении трудового договора

В некоторых случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, лицо, поступающее на работу, должно представить дополнительные документы. Это следует из ч. 2 ст. 65 ТК РФ. К таким документам относятся, например:

- справка о характере и условиях труда по основному месту работы - для внешних совместителей при приеме на работу с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 283 ТК РФ);

- медицинское заключение об отсутствии противопоказаний для работы и проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - для лиц, привлекаемых на работу в указанные районы и местности из других территорий (ст. 324 ТК РФ);

- разрешение на работу или патент - для временно пребывающих в РФ иностранных граждан либо лиц без гражданства, за исключением тех категорий иностранных граждан или лиц без гражданства, которые в соответствии с федеральными законами или международными договорами РФ вправе осуществлять трудовую деятельность на территории РФ без таких документов (абз. 3 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ, п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ);

- решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о допуске к педагогической деятельности, трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, соцзащиты и соцобслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних - для лиц, перечисленных в ч. 3 ст. 331 и ч. 3 ст. 351.1 ТК РФ, которые намерены заниматься каким-либо из названных видов деятельности. Такой вывод следует из упомянутых норм.

Решение принимается указанной комиссией в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05.08.2015 N 796 (далее - Правила), и оформляется на бланке по форме, утвержденной данным Постановлением. Это следует из абз. 1, 2 п. 2.1 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ, п. 1, абз. 1 п. 26 Правил.

 При получении от кандидата такого решения работодателю целесообразно удостовериться в его подлинности и в том, что оно вступило в силу. Проверить информацию, которая отражена в решении (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения лица, в отношении которого принято решение, номер, дата принятия и содержание решения), можно на официальном сайте высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, что следует из п. 30 Правил.

Некоторые лица при поступлении на работу обязаны представить сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (своих, супруги (супруга), несовершеннолетних детей). В частности, это требуется:

- при назначении на должности руководителей государственных (муниципальных) учреждений (п. 3.1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ, ч. 4 ст. 275 ТК РФ);

- поступлении на государственную службу (п. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ);

- поступлении на муниципальную службу на определенные должности (п. 1.2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ);

- приеме на работу в Центральный банк РФ на определенные должности (п. 1.1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ);

- приеме на работу в государственные корпорации на определенные должности (п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ, п. 1 ч. 1 ст. 349.1 ТК РФ);

- приеме на работу на определенные должности в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ, ч. 1 ст. 349.2 ТК РФ);

- приеме на работу на определенные должности в иные организации, которые созданы для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ). Перечень названных организаций, а также Перечень должностей, при назначении на которые работники этих организаций обязаны представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (своих, супруги (супруга), несовершеннолетних детей), и Правила представления данной информации утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 N 613;

Если в перечисленных случаях лицо не представит сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (своих, супруги (супруга), несовершеннолетних детей), работодатель вправе отказать ему в приеме на работу (ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273).

Требовать от лица, которое поступает на работу, предъявления каких-либо документов, не предусмотренных Трудовым кодексом РФ, федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, запрещено (ч. 3 ст. 65 ТК РФ). Следовательно, отказ в приеме на работу по причине непредставления лицом таких документов будет неправомерным.

 

Вправе ли работодатель требовать от работника заявление о приеме на работу, в том числе по совместительству?

Ответ: Нет, не вправе.

Обоснование: Заявление о приеме на работу не указано в перечне документов, которые лицо, оформляемое на работу по трудовому договору, обязано предъявить в соответствии с требованиями ст. 65 ТК РФ.

Перечень основных документов, которые требуется предъявлять при поступлении на работу по трудовому договору, установлен ч. 1 ст. 65 ТК РФ. Подавать дополнительные документы допускается только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ (ч. 2 ст. 65 ТК РФ).

Требовать документы, помимо предусмотренных названным перечнем, а также федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, запрещено. Это следует из положений ч. 3 ст. 65 ТК РФ.

Отметим, что с учетом положений ч. 7 ст. 11 ТК РФ представление подобного заявления предусмотрено в случае поступления на гражданскую или муниципальную службу. Так, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, п. 1 ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ, лица, поступающие соответственно на гражданскую или муниципальную службу, обязаны подать заявление с просьбой о поступлении на службу.

Вправе ли работодатель при заключении трудового договора требовать от лица автобиографию?

Ответ: Нет, не вправе.

Обоснование: Автобиография не относится к числу документов, которые лицо, поступающее на работу по трудовому договору, должно предъявить работодателю в соответствии с требованиями ст. 65 ТК РФ.

Перечень основных документов, которые следует подавать при поступлении на работу по трудовому договору, установлен ч. 1 ст. 65 ТК РФ. Предъявлять дополнительные документы допускается только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ (ч. 2 ст. 65 ТК РФ).

Требовать документы, помимо предусмотренных Трудовым кодексом РФ, федеральными законами, указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ, запрещено (ч. 3 ст. 65 ТК РФ).

Как правило, автобиография представляется при поступлении на военную службу. Так, в пп. "б" п. 3 ст. 5 Положения о порядке прохождения военной службы (утв. Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237) установлено, что гражданин, изъявивший желание поступить на военную службу по контракту, представляет собственноручно написанную автобиографию.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЛОКАЛЬНЫМИ НОРМАТИВНЫМИ АКТАМИ

ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ

 Локальные нормативные акты, с которыми нужно ознакомить работника при приеме на работу

До подписания трудового договора работника нужно ознакомить с локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью (ч. 3 ст. 68 ТК РФ). Обязательными для ознакомления являются следующие документы:

- правила внутреннего трудового распорядка (ч. 3 ст. 68 ТК РФ);

- правила хранения и использования персональных данных работников (ст. 87 ТК РФ);

- положение об оплате труда (ст. 135 ТК РФ), если такой раздел не включен в правила внутреннего трудового распорядка;

- правила и инструкция по охране труда (ст. 212 ТК РФ).

- должностная инструкция. Данный документ разрабатывается в организации в случае отсутствия в трудовом договоре конкретного указания на трудовые обязанности работника и должен являться неотъемлемой частью трудового договора;

- коллективный договор;

- положение о социальном обеспечении работников;

- положение об информационной безопасности;

- положение о коммерческой тайне;

- положение о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный работодателю;

- положение о документообороте;

- положение об инвентаризации товарно-материальных ценностей;

- письменный договор о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности работника;

- иные документы.

Организация разрабатывает локальные нормативные акты самостоятельно с учетом направления деятельности. Так, например, локальным нормативным актом может устанавливаться продолжительность ежедневной работы творческих работников средств массовой информации, театров (ст. 94 ТК РФ), а при особом характере труда - разделение рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ).

  Обязательность должностной инструкции

В Письме Роструда от 31.10.2007 N 4412-6 должностной инструкции отводится важное место в определении трудовой функции работника, его должностных обязанностей, пределов ответственности, а также квалификационных требований, предъявляемых к занимаемой должности.

Что понимается под должностными обязанностями работника

При составлении должностных инструкций в них указываются в том числе и должностные обязанности работника. В трудовом законодательстве отсутствует определение этого понятия. Как правило, под ним понимаются конкретные действия работника при выполнении трудовой функции, а также меры по достижению поставленных перед ним целей.

 

Что такое функциональные обязанности работника. Отличие от должностных обязанностей

На практике используется понятие "функциональные обязанности", определение которого в трудовом законодательстве отсутствует. Часто термины "должностные обязанности" и "функциональные обязанности" рассматриваются как синонимы. Функциональные обязанности, на наш взгляд, могут отличаться от должностных тем, что они в большей степени характеризуют цели и результаты работы.

Что понимается под трудовыми обязанностями работника

На практике и в нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права, широко используется термин "трудовые обязанности работника" (см., например, ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 192 ТК РФ).

Вместе с тем понятие "трудовые обязанности работника" в трудовом законодательстве не раскрыто. По нашему мнению, под ними следует понимать совокупность необходимых действий работника, которые он должен предпринимать для исполнения условий трудового договора и соблюдения трудового законодательства.

В ряде ведомств изданы приказы, устанавливающие правила разработки, утверждения и действия должностных инструкций (Приказ ФСИН России от 05.06.2008 N 379).

Важно! Ссылка на должностную инструкцию должна быть указана в трудовом договоре (например, "работник обязан составлять ежемесячные отчеты по продажам, а также выполнять иные обязанности согласно должностной инструкции, являющейся приложением к настоящему трудовому договору и неотъемлемой его частью"). Это позволит избежать перечисления всех обязанностей в трудовом договоре.

При подписании впоследствии работником инструкции отсутствие ссылки на ДИ в договоре может привести к необходимости зафиксировать изменение трудовой функции в дополнительном соглашении и приказе. Например, в трудовом договоре указаны обязанности, касающиеся конкретной должности. В должностной инструкции (в виде отдельного документа), которую предлагается подписать работнику, определены обязанности, отсутствующие в трудовом договоре и охватывающие более широкое поле деятельности по должности, на которую он принимается. В данном случае налицо факт изменения определенных сторонами условий трудового договора. Такое изменение должно быть закреплено дополнительным соглашением сторон и приказом о переводе работника на другую должность, предусматривающую отличные от указанных в трудовом договоре обязанности.

Если работодатель планирует включить в существующую ДИ новые функции, то, по мнению Роструда, это означает, что на работника возлагаются дополнительные обязанности. Следовательно, требуется его согласие. Кроме того, за такую работу необходимо доплачивать (Обзор актуальных вопросов за октябрь 2020 г.).

Унифицированная форма, в соответствии с которой разрабатывается должностная инструкция, не регламентирована законодателем. Если в трудовом договоре определены все функции работника, то дополнительно составлять должностную инструкцию не нужно.

Оформляется должностная инструкция, как правило, двумя способами:

- приложением к трудовому договору (его неотъемлемой частью);

- отдельным документом. При этом нужно иметь в виду, что отказ работника (в процессе трудовой деятельности, после заключения трудового договора) подписать такую инструкцию правомерен.

Если должностной инструкцией определены другие, расширенные обязанности по должности, то фактически происходит изменение условий трудового договора, которое согласно ст. 72 ТК РФ должно оформляться дополнительным соглашением.

Должностная инструкция в виде отдельного документа - это локальный нормативный акт организации (предприятия). Она не является соглашением между работодателем и работником. Поэтому при неисполнении обязанностей, указанных в данной инструкции, не подписанной работником, применить к нему взыскание нельзя, поскольку такой документ не является приложением к трудовому договору, а работник не обязан выполнять функции, не предусмотренные трудовым договором или соглашением к нему.

Если должностная инструкция является приложением к трудовому договору, то она составляется в двух экземплярах - по экземпляру для каждой из сторон, подписывающих договор. Трудовой договор и должностная инструкция оформляются единым документом, т.е. все листы нумеруются, прошиваются и скрепляются печатью и подписью должностного лица. Данная процедура поможет избежать разногласий по вопросу ознакомления работника с трудовым договором и приложением к нему.

В случае издания должностной инструкции в виде отдельного документа возможны спорные ситуации в отношении ее использования как документа, определяющего полное описание трудовой функции работника. Предъявление должностной инструкции (в виде отдельного документа) в качестве подтверждения установленных обязанностей, отличающихся от обязанностей, определенных в трудовом договоре, может служить доказательством факта изменения трудовой функции работника. Изменение условий договора влечет за собой обязательное оформление всех необходимых в этом случае документов (дополнительного соглашения и приказа). Поэтому не рекомендуется оформлять должностную инструкцию в виде отдельного (самостоятельного) документа.

 Подтверждение ознакомления работника с локальными нормативными актами при приеме на работу

Факт ознакомления с локальными нормативными актами подтверждается подписью работника на листе ознакомления с указанием фамилии, имени, отчества, даты ознакомления и проставления личной подписи. Локальный нормативный акт вместе с листом ознакомления нумеруется, прошивается и скрепляется печатью и подписью должностного лица.

Кроме того, отметку об ознакомлении можно сделать и в трудовом договоре.

 Ответственность работодателя за невыполнение обязанности по ознакомлению работника с локальными нормативными актами при приеме на работу

За невыполнение установленного ч. 3 ст. 68 ТК РФ требования об ознакомлении работника при приеме на работу (до подписания трудового договора) с локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью, а также коллективным договором возможно привлечение к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, а за повторное совершение аналогичного правонарушения - в соответствии с ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ.

На практике также могут возникнуть ситуации, когда невозможно доказать какие-либо нарушения со стороны работника, не ознакомленного с локальными нормативными актами организации (предприятия). Так, Определением Московского областного суда от 23.09.2010 по делу N 33-18255 подтверждено, что работодатель издал приказ о применении дисциплинарного взыскания к работнику незаконно. Суд аргументировал такой вывод тем, что работодатель не ознакомил работника под подпись с локальным нормативным актом, в связи с чем последний не должен нести ответственность за неисполнение норм, установленных этим актом.

 


1 комментарий:

  Отпуск 2023: шпаргалка по основным правилам С 2023 года вступило несколько новых правил предоставления отпусков сотрудникам. Право на от...