21 апр. 2020 г.

Оформление кадровой документации
Под кадровой документацией имеются в виду документы, которые регламентируют порядок использования работодателем наемного труда, регистры учета рабочего времени, документы, отображающие факты принятия на работу, увольнение с работы, предоставления отпуска, направления в командировку и тому подобное.


Организационные документы
Под кадровой документацией имеются в виду документы, регламентирующие порядок использования работодателем наемного труда, регистры учета рабочего времени, документы, отображающие факты приема на работу, увольнения с работы, предоставления отпуска, направления в командировку и т. д.
Перечень кадровых документов:
  • штатное расписание — содержит перечень должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы.
Указывая наименование должности в штатном расписании, следует руководствоваться Национальным классификатором Украины «Классификатор профессий ГК 003:2010», утвержденным приказом Госпотребстандарта Украины от 28 июля 2010 года № 327;
  • правила внутреннего трудового распорядка — определяют организацию работы на предприятии, обязанности работников и администрации, режим работы и другие вопросы.
В целом правила составляются в произвольной форме и могут содержать следующую информацию:
    • порядок приема на работу работников и увольнения их с работы;
    • права и обязанности работодателя;
    • права и обязанности работников;
    • режим работы;
    • порядок поощрения за работу;
    • порядок наложения взыскания за нарушение трудовой дисциплины и т. д.
Утверждение правил внутреннего трудового распорядка предусмотрено статьей 142 КЗоТ;
Должностная инструкция состоит из разделов: «Общие положения», «Задачи и обязанности», «Права», «Ответственность», «Должен знать», «Квалификационные требования» и «Взаимоотношения (связи) по должности».
Подписывается должностная инструкция руководителем структурного подразделения, утверждается руководителем предприятия, согласовывается юристом и доводится до сведения работника под расписку.
Основные функции ответственного за кадровую работу:
  • оформлять распорядительные документы по личному составу;
  • вести учетные документы по кадрам, трудовые книжки.
Распорядительные документы по личному составу — это приказы (распоряжения) руководителя организации о:
  • приеме на работу, переводе и увольнении работников;
  • предоставлении отпусков;
  • поощрении и взыскании;
  • внесении изменений в трудовую книжку;
  • изменения, касающиеся личности работника (изменение фамилии, наименования должности, замещения должности по штатному расписанию и т. д.).
Как правило, на предприятиях приказы оформляются в упрощенной форме, но они обязательно должны содержать реквизиты типовых форм.
Оформление приказов
В соответствии с правилами оформления деловых документов текст приказа состоит из двух частей: констатирующей и распорядительной.
В констатирующей части излагаются цели и задачи приказываемых действий и основания для издания приказа.
Распорядительная часть приказа начинается с указания фамилии, имени и отчества работника, должности (с указанием ученой степени, звания, специальности, разряда), наименования структурного подразделения, даты вступления в силу этим пунктом приказа (если она не совпадает с датой регистрации приказа). Следовательно, излагается содержание действия в отношении лица, о котором издается приказ.
После распорядительной части в приказе приводится ссылка на документ, который служил основанием для издания приказа (например, заявление, справка, медицинское заключение и т. д.).
Приказы могут оформляться на отдельных листах (формат А4), которые подшиваются в специальные папки. Рукописные приказы заносят в специальные книги приказов по кадрам. Эти книги нумеруют, прошнуровывают и удостоверяют подписью руководителя и печатью предприятия.
Кадровые приказы могут быть индивидуальными, т. е. содержать информацию лишь об одном работнике, илигрупповыми, если на предприятии в течение одного дня издается большое количество приказов по кадрам.
Приказы готовятся на основании:
  • распоряжений руководителя предприятия;
  • докладных записок руководителей структурных подразделений;
  • заявлений работников;
  • подписанного контракта;
  • решение конкурсной комиссии;
  • документов, предусмотренных законодательством.
Приказы оформляются в двух экземплярах. Один остается в отделе кадров, другой — передается в бухгалтерию предприятия.
Каждый пункт кадрового приказа должен быть сформулирован в соответствии с требованиями КЗоТ.
Проект приказа, при необходимости, согласовывается с соответствующими должностными лицами. Завизированный проект приказа подается на подпись руководителю организации. Работник знакомится с приказом под расписку.
Регистрация приказов
После подписания приказ (распоряжение) регистрируется в книге приказов (при сравнительно небольшом количестве приказов, которые издаются в течение календарного года) или на регистрационных карточках (при большом количестве приказов для удобства справочно-поисковой работы).
Целесообразно вести буквенные обозначения для разных по содержанию кадровых приказов. Например, к порядковому номеру приказа о движении персонала (например, прием, перевод, увольнение, изменение кадровой информации) добавляется буква «П» (№ 12-П); в приказах об отпусках — «В» (№ 15-В); о поощрении — «З» (№ 11-З) и т. д.
Порядок составления сводного приказа
В сводном приказе (распоряжении), который предусматривает группу вопросов, рекомендуется размещать их в такойпоследовательности:
  • прием на работу (назначение на должность);
  • перевод на другую постоянную работу (на данном предприятии);
  • увольнение с работы;
  • предоставление отпусков;
  • поощрение;
  • взыскание.
В каждой группе вопросов фамилии работников размещаются в алфавитном порядке.
К учетным документам по кадрам относятся:
  • штатно-должностная книга;
  • алфавитная книга личного состава предприятия.
Как и все учетные книги, алфавитная и штатно-должностная книги нумеруются, прошнуровываются, удостоверяются подписью руководителя и печатью.
В организациях  с большим количеством работников целесообразно вести алфавитные карточки, что значительно облегчает работу с картотекой.
К учетным документам по кадрам относится и табель учета использования рабочего времени.
В зависимости от структуры организации и численности работников табельный учет по структурным подразделениям осуществляет табельщик, инспектор по кадрам или лицо, назначенное приказом руководителя вести кадровое делопроизводство.
Табель — это поименный список работников структурного подразделения или в целом по организации, который ведется в соответствии с табельными номерами или в алфавитном порядке.
Табель составляется за два-три дня до начала расчетного периода на основании табеля за прошлый месяц.
Подписывают табель табельщик и руководитель структурного подразделения или лицо, отвечающее за кадровое делопроизводство, и утверждает руководитель организации, после чего табель сдают в бухгалтерию.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Отпуск 2023: шпаргалка по основным правилам С 2023 года вступило несколько новых правил предоставления отпусков сотрудникам. Право на от...